Қазақстан Республикасының Президенті Қасым-Жомарт Кемелұлы Тоқаевтың «Абай және ХХІ ғасырдағы Қазақстан» мақаласы
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы включает в себя 2 целей, 11 задач и 8 целевых индикаторов, к которым мы должны стремиться.
Сроки реализации задач 2020-2025 годы, то есть 5 лет.
За эти 5 лет мы должны выполнить эти задачи по указанию Правительства РК:
1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
Самое первое, к чему мы обращаем наше внимание при изучении программы – это раздел о повышении статуса профессии педагога и модернизация педагогического образования.
«Благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителя, заработная плата увеличена от 30 % до 50 % от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер). Кроме того, учителям, преподающим предметы на английском языке, установлена доплата в размере 200 % от базового должностного оклада.
Однако заработная плата в сфере образования остается одной из наиболее низких по экономике (102 875 тенге при средней зарплате по стране - 163 тыс. тенге), что является негативным фактором, сдерживающим приток квалифицированных кадров. Согласно результатам исследования ОЭСР TALIS-2018, 96 % казахстанских учителей считают, что увеличение их заработной платы должно стать самой приоритетной задачей при увеличении бюджета образования.»
По словам министра, в соответствии с поручением Главы государства за 4 года предусмотрено увеличение зароботной платы 500 тыс. педагогов в 2 раза.
« Приняты меры по освобождению учителей от несвойственных функций. С 2017 года отменен подворовой обход микрорайонов в рамках всеобуча, утвержден перечень из 5 документов, подлежащих заполнению учителями-предметниками. Однако продолжается привлечение учителей к несвойственной им работе. Так, по результатам TALIS-2018, казахстанские учителя оказались одним из самых загруженных среди 48 стран-участниц
(2-е место). При этом основную часть (69 %) этой нагрузки составляет внеурочная деятельность (в среднем по ОЭСР - 47 %). Значительная перегруженность казахстанских учителей во многом обусловлена отсутствием четкого нормирования рабочего времени.»
То есть, учителя теперь освобождены от лишней загруженности и к несвойственной им работе (субботники, ремонт школьных кабинетов, присутсвие на площади во время праздников ради количества и тп.), что очень благоприятно влияет на качество работы учителия и повышению статуса педагога.
Следующее, что касается школьной программы – это совершенствование системы оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования.
«В рамках обновленного содержания внедряется критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся, призванная обеспечить объективное и равное оценивание учебных достижений учащихся вне зависимости от региона, расположения и языка обучения школы.
Для повышения эффективности оценки качества среднего образования ЕНТ разделено на два этапа: итоговую аттестацию в школе и вступительный экзамен в вуз. С 2019 года ЕНТ проводится 4 раза в год для поступления в вуз на платной основе. Введена система "условного зачисления" в вуз для абитуриентов, не преодолевших пороговый уровень по результатам основного или повторного тестирования, как альтернативный механизм обеспечения доступа к высшему образованию.
При этом, система оценивания обучающихся нуждается в совершенствовании. В частности, необходимо пересмотреть содержание ЕНТ, внешнего оценивания учебных достижений (далее - ВОУД) относительно вопросов, направленных на замер функциональной грамотности и компетенций, по аналогии с инструментами международных сопоставительных исследований PIRLS, PISA, ICILS, а также тестов SAT и др.».
ЕНТ переводится в электронный формат, внедряется несколько видов грантов. Электронный формат ЕНТ обеспечивает доступность, прозрачность высшего образования.
Повышение качества среднего образования в селах
Предусматривается внедрение новой системы разработки, экспертизы, издания учебников, завершение перехода на обновленное содержание образования, поэтапный переход на 12-летнее обучение, совершенствование критериальной оценки и учебных программ.
На всех уровнях образования для детей созданы условия для получения качественного инклюзивного образования. Инклюзивное образование превысило 55%.
Еще одна важная задача - сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для этого будут приняты комплексные меры: обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педкадрами, будет изменена система оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В этих целях в республиканском бюджете предусмотрены 150 млрд тг.
По словам министра, будет внедрена новая система переподготовки педагогов, повышения квалификации; в дальнейшем будет повышена заработная плата педагогам детсадов, дополнительного образования, колледжей, по итогам аттестации их руководителям, будет внедрена система нормирования труда педагогов; с 2021 года выпускники университетов будут проходить сертификацию.
Вместе с тем, предусмотрена модернизация педагогического образования, изменение педагогического опыта будущих учителей, 100% обновление учебных программ.
«Предусматривается 100%-ный охват детей в возрасте от 3 до 6 лет детскими садами. В целях повышения качества предусматривается поэтапный возврат лицензирования и внедрение соответствующих программ для улучшения подготовки детей к школе. С учетом предложений частных детсадов регионов стоимость государственного заказа увеличена до 30 тыс. тг. Для этого из республиканского бюджета выделено порядка 400 млрд тг», — сказал Глава ведомства.
Вместе с тем, планируется 100% решение вопроса по внедрению специальной охраны, видеонаблюдения, безопасной перевозки, пересмотра норм и рационов питания, поэтапного перехода к безналичным расчетам в столовых, подушевого финансирования государственного заказа для поддержки детей с особыми образовательными потребностями, формирования киберкультуры. Также планируется внедрение единой программы профилактики травли между учениками и суицида.
В заключении хочу сказать коротко, что в новой госпрограмме внимание уделено образовательной культуре, предусмотрено внедрение нового формата школьного и родительского общения.Теперь получение образования будет основываться на ценностях, что также не может не радовать казахстанских преподавателей.
Учитель истории Нажиметов Бауыржан Жансултанович